Тест очень редкого советского БТРа: американский след и русская смекалка

БТР-40 выпускали всего десять лет в середине прошлого века, но с вооружения сняли только в 1993-м! А кое-где он служит до сих пор. Чем же так хороша отечественная бронемашина?Вторая мировая показала - одни лишь танковые клинья решить исход войны не в состоянии. Стальные кулаки взламывают оборону, сеют панику в тылах, нарушают снабжение. Но пока пехотный сапог не ступит на вражескую территорию, она не будет очищена и захвачена. А пешком за гусеничными машинами не успеть. Нужен транспорт: желательно проходимый и защищенный, чтобы двигаться вплотную за передовыми ударными частями. Так появились бронетранспортеры.БТР-40 образца 1952 года до и после реставрации. Она обошлась примерно в 1,2 миллиона рублей. Стоимость готового бронетранспортера - от 5 миллионов Пионерами новой техники выступили немцы, массово применявшие моторизованную пехоту на всех фронтах. Увы, именно БТР-40 частенько поручали незавидную работу - изображать бронетранспортеры Вермахта в советских военных фильмах. Хотя крестов на броне этих машин никогда не было и быть не могло, а германские модели в реальности вообще носили гусеницы.

Идея: грузовик без рамы

Разработка БТР-40 стартовала сразу после Победы - в 1947 году, на вооружение его приняли в 1950-м. И это плоть от плоти наша конструкция - еще в 1943 году на ГАЗе пробовали на скорую руку смастерить бронетранспортер из крохотного БА-64. Тогда проект зашел в тупик: в узком корпусе легкого бронеавтомобиля даже шесть десантников ютились в жуткой тесноте. Негативный опыт в Горьком учли, в спокойной обстановке скроив БТР-40 уже по другим лекалам. Так что его справедливо считают первой советской серийной машиной такого типа.
Детали сварного бронекорпуса маркированы. Мастера несли персональную ответственность за качество. При этом допуски при раскройке листов были громадными – плюс-минус 10 мм! Это значит, к примеру, двери одного БТР-40 к другому могли не подойти Впрочем, без иностранного следа не обошлось. Компоновкой и формами БТР-40 изрядно напоминает ленд-лизовский M3А1 Scout, тепло принятый в Красной Армии. Но слепого копирования американских решений не было. Газовские специалисты придали бронекорпусу более сложную форму, чтобы пули и осколки активнее рикошетили, а главное - отказались от рамы. Зачем насиловать основу грузовика, когда несущая стальная коробка сама успешно держит нагрузки? Машина становится легче и ниже, колесную базу проще уменьшить ради повышения геометрической проходимости.Остальные агрегаты БТР-40, как и заокеанский «коллега», взял у гражданской модели. Донором выбрали полноприводный ГАЗ-63АЭ из семейства 51-го «Газона». В прошлом веке такая унификация несла производственные и эксплуатационные выгоды, а сегодня упрощает жизнь реставраторам. Старые серийные детали доставать тоже нелегко, но все же легче уникальных армейских.Цепь использовали при вытаскивании машины лебедкой. Антенна на корме говорит о том, что на этом БТР-40 должны быть две радиостанции Вот почему история реставрации этого БТР-40 началась именно с бронекорпуса. Причем со второго. Первый руководителю Военно-технического общества Алексею Мигалину достался в непотребном состоянии - с трещинами и гнилым полом. Пришлось искать другую основу и вложить в нее семь месяцев кропотливого труда, чтобы из ржавой коробки получить такой нарядный бронетранспортер.

Внутри: один руль и пять рычагов

По факту БТР-40 - кабриолет с тентом вместо крыши. Высадку десанта это упрощает: по обстановке можно через люки покинуть машину, или через борт перемахнуть. С посадкой сложнее, особенно водителю и командиру. Тяжеленная бронестворка открывается вперед и вниз, норовя приложить по ноге неопытного новобранца. Открывает она не проем - лаз. Надо присесть на корточки, хитро изогнуться и распрямиться уже внутри БТРа, сохранив голову от контакта с железками.Откидная створка расположена на уровне локтя водителя, поэтому обзор особо не улучшает и нужна для вентиляции А торчащего железа здесь реально много. Одних рычагов между передними креслами пять! Трубки, кронштейны, циферблаты, тумблеры... Самолет? Нет, все же автомобиль - вот знакомые приборы: спидометр, амперметр, указатель уровня топлива. Так что передней панелью БТР-40 скорее напоминает легковушку в автосервисе, из салона которой выдернули пластиковую бутафорию, обнажив сложные потроха.Ключа нет. Надо нажать кнопку «массы» под правым коленом, щелкнуть переключателем зажигания, вытянуть «подсос» и утопить большую кнопку стартера. На советских грузовиках такую обычно ставили под ногой, здесь же она утапливается пальцем. Рядная нижневальная 3,5-литровая «шестерка» ГАЗ-49Б (в девичестве, кстати, американский Dodge) чихнула, буркнула что-то и успокоилась - потрясающая уравновешенность! И тишина - едва слышное бульканье под капотом не в счет.
Частоколом рычагов водитель меняет передачи, подключает передний мост и демультипликатор, активирует лебедку и затягивает стояночный тормоз Плоский стульчик хотя бы не слишком твердый - и на том спасибо. Сидишь низко, почти на железном полу. Огромный вертикальный руль с тонюсеньким ободом едва не упирается в грудь... Но при этом, удивительное дело, - места хватает даже мне с ростом 185 см. Могу без проблем рулить, педали нажимать, передачи переключать. Но не стану приукрашивать - сложности были. Хотя бы потому, что никаких усилителей в БТР-40 нет. Сколько нажал, столько и получил.

На ходу: с двойным выжимом

БТР-40 стартует почти без подгазовки, надо только плавно сцепление отпустить. Но кабина тут же наполнилась ревом мотора и трансмиссионным гулом. Как же тяжело 90-сильному движку разгонять пятитонный бронетранспортер, а ведь моторы первых «сороковок» выдавали всего 78-80 сил... Алексей с правого места командира дает советы, срываясь на крик - по-другому не слышно. Переход на вторую передачу - по-старинке, с двойным выжимом сцепления, так как синхронизаторов в четырехступенчатой коробке нет. Вот только пока я возился с рычагом и педалями, бронетранспортер потерял ход и... заглох, не хватило тяги!Реальный расход 80-го бензина - 30-35 л/100 км Алексей, привыкший ездить на БТР-40 даже по городу, рекомендует сильнее раскручивать движок перед переключением. Теперь не жадничаю с оборотами, и запаса инерции хватает для плавного перехода на вторую. Другое дело! При определенной сноровке перемещаться можно бодро - до 80 км/ч. Но чуть ошибся - неприятный, словно пальцем по стеклу, скрежет шестерен и конвульсия кузова от задыхающегося от натуги мотора.Вообще перекрут губителен для газовской «шестерки» - не выдерживали баббитовые вкладыши. Поэтому Алексей сотоварищи на коренные шейки поставил более надежные сталеалюминиевые. А раньше армейским водителям БТР-40 приходилось балансировать на тонкой грани. Запорешь движок - сорвешь задание и получишь нагоняй от начальства, сэкономишь на оборотах - езда будет рваной, чему солдаты явно не обрадуются.
Обзор вбок - только через смотровые щели на «скулах» корпуса

Десант: следи за воздухом

Восьми бойцам и без того несладко на примитивных лавках. Тем, кто сидит у бортов, даже спинки не положены - только мягкие накладки на броне. Летом приходится терпеть жару (несмотря на открытый верх), зимой - холод.А еще надо огонь вести из бойниц и 7,62-мм пулемет СГМБ с места на место переставлять. Это, кстати, единственное штатное вооружение БТР-40.При обстреле щели быстро закрывались задвижками Защищают экипаж бронелисты переменной толщины. К примеру, лоб корпуса - это 12 мм, борта - до 8. Спасает от осколков и пуль стрелкового оружия малых калибров, а большего тогда и не требовалось. БТР-40 вообще получился удачным и многоцелевым - связистам пригодился, в разведке оказался кстати, даже пушки мог таскать, что показало боевое применение во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке и в прочих конфликтах. Постоянно не хватало лишь пулестойких шин. Зато в 1958 году добавили бронекрышу (сократив десант до шести человек) по следам событий в Венгрии. Оказалось, в городских условиях восставшим сподручно метать внутрь открытого бронетранспортера коктейли Молотова. Плюс это была попытка защитить бойцов от оружия массового поражения.
Как видно по расположению сидений, разработчики сыграли в тетрис, обеспечив в десантном отсеке места для восьми бойцов

Судьба: от Кубы до Северной Кореи

В 1960 году выпуск БТР-40 свернули, на смену ему в Советском Союзе пришла более современная техника. Но газовцы заложили в свой бронетранспортер такой запас модернизации, что и сегодня 65-летнюю машину используют войска дюжины стран - от Северной Кореи до Кубы.Причем каждая армия модернизирует БТР-40 на свой лад. Египтяне, например, прорезали в корпусе полноценные двери. В Индонезии заменили газовские «шестерки» на дизели, охладили десантный отсек кондиционером, поставили на крышу поворотную башню с 12,7-мм пулеметом и дымовые гранатометы. В Китае наладили производство «тип 55» - клона советской модели.В Северной Корее БТР-40 служат, словно в заповеднике, - модернизация этих машин не коснулась А в России списанные БТР-40 безжалостно пускали под нож и в переплавку. Комплектных машин осталось мало, экземпляров на ходу - единицы. Если бы не труд энтузиастов-реставраторов, мы так и не узнали каков он - первый советский бронетранспортер.P.S.Этот БТР-40, а также другие бронемашины, летом 2017 года отправятся в пробег «Дорога мужества». С 17 по 22 июня участники проедут 2300 км от Москвы до Бреста, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне. Достижение войдет в Книгу рекордов России как самый длительный марш-бросок на бронетехнике.Благодарим Военно-техническое общество и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.Юрий УрюковЗаместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото Дмитрия Огнева ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitterПродолжение темыВсе новости5 маяТест-драйвТест очень редкого советского БТРа: американский след и русская смекалка2 маяИмпортные автомобили в СССР: «Икарус» и другие22 февраляТест-драйвТестируем советский БА-20: автомобиль, который разгромил японцев7 январяЛучшее за 2016: 6 советских чудо-машин 1 августаСамые редкие и необычные автомобили ЗИС и ЗИЛ

Лента новостей Авто новости

Комментариев: 0

Новости часа

«Небо - мрія пілота»

«Небо - мрія пілота»

28 серпня 2015 року в Кіровоградському обласному художньому музеї розгорнуто експозицію «Небо – мрія пілота», присвячену Дню авіації України. Це свято традиційно відзначаэться в Україні в... Подробнее »

33 лучших футболиста Украины по версии газеты "КОМАНДА"

33 лучших футболиста Украины по версии газеты "КОМАНДА"

Газета КОМАНДА по традиции, которая длится уже 17 лет, подвела итоги уходящего года и назвала список 33-х лучших футболистов Украины... Вратари 1. Андрей ПЯТОВ (Шахтер) 2. Денис БОЙКО (Днепр) 3.... Подробнее »

У Тернополі відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита»

У Тернополі відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита»

22 листопада о 17 год. в концертному залі Українського Дому «Перемога» відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита». Захід приурочений 150-річниці з Дня народження Владики Кир Андрея... Подробнее »

Здоровье

Спорт

Экономика

Hi-Tech

Общество

Авто новости

Мото новости

Видео

Обзоры и статьи

Наращивание ресниц в домашних условиях

Наращивание ресниц в домашних условиях

Красивые женские глаза привлекают много мужского внимания, от них невозможно оторвать взгляд, они манят и соблазняют. Ничто так не подчеркивает красоту глаз, как их обрамление – ресницы. Томные... Подробнее »

Как построить карьеру визажиста

Как построить карьеру визажиста

Сегодня многие девушки хотят связать свою деятельность со сферой дизайна и моды. В таких случаях отличным вариантом может стать профессия визажиста. Это специалисты по созданию художественных... Подробнее »

Современное ювелирное оборудование мультиназначения

Современное ювелирное оборудование мультиназначения

Вместе с повышением уровня жизни и развитием технологий повышаются требования к производству ювелирных изделий. Купить на свадьбу обычное золотое кольцо сегодня уже не достаточно. Так,... Подробнее »