Как выжить в УАЗе: 48 часов лютого бездорожья

Как запросто природа моделирует чувство опасности. Дуновение холодного ветра, странные звуки за шторами надвигающейся темноты... Под давлением зловещей обстановки тревога перерастает в страх. Неужели и мне суждено сгинуть во мхах сырого безлюдного болота?Основная «зрительская» проблема трофи-рейда Ladoga Forest в том, что самые жуткие места реально безлюдные: добраться туда очень сложно даже пешком А прелюдия была оптимистичной. Приглашение испытать себя и специальный УАЗ в новом трофи-рейде Ladoga Forest я принял не раздумывая. Ведь это как знак качества. «Он "Ладогу" прошел!» - сколько раз бывалые так говорили, желая подчеркнуть крутые офф-роудные навыки водителя. Имеется в виду участие, прежде всего, в основной летней гонке, которая длится аж неделю. Но для дебюта и осеннее мероприятие сойдет, ведь проходит оно теперь в тех же диких местах на северном берегу озера, пусть и в сжатом формате. Как такое не попробовать?

Турбодед - легенда «Ладоги»

«Вепсский лес» - так раньше называлась Ladoga Forest. Вывеску сменили, район проведения тоже, а правила остались. По сути, это линейное ориентирование - за 48 часов участникам надо последовательно взять точки на карте. Координаты выдают организаторы, перемещения машин фиксируют GPS-приборы - трек-логгеры, которые после спецучастков проверяют судьи. Каждую ночь экипажи обязаны отдыхать минимум 6 часов, но в целом ладожский трофи-рейд напоминает двухсуточный внедорожный марафон в режиме нон-стоп. Потому что отдельных препятствий тут нет - почти все 300 км ползешь по целине, лесу, болотам, камням, озерам... По чему угодно, только не по дорогам - они нужны лишь для доезда до палаточного лагеря.Когда у пилота два опытных советчика, основная проблема - выбрать, кого слушать. Опытные джиперы порой полярно расходятся во взглядах на траекторию движения Разумеется, без подготовленной машины и умелого экипажа на Ладоге делать нечего. С напарниками мне повезло: правое кресло занял Михаил Александров - опытнейший штурман, смекалке, выдержке и точности движений которого позавидует спецназовский снайпер. А помогал нам (правилами разрешено ездить втроем) человек-легенда, завсегдатай ладожских трофи-рейдов - Анатолий Викторов, получивший от джиперов ласково-уважительное прозвище Турбодед. Из 80 лет жизни он 62 года за рулем и полвека в автоспорте! Начинал на ЗИЛе, работал на УАЗе и с тех пор стал ярым приверженцем отечественной техники.

Карбюратор, грузовая коробка и мосты от «гелика»

Наш «боевой» уазик Турбодед строил по собственному рецепту. Главные принципы - простота и надежность: «толкнул - завелся». Поэтому железа в машине много, а из электроники - только бесконтактная система зажигания карбюраторного (!) 4-цилиндрового мотора УМЗ-421. Двигатель совершенно обычный - с 2,9 л рабочего объема снято 100 «лошадей». Подготовка свелась к выводу воздухозаборника под крышу и обработке проводов водоотталкивающим силиконовым спреем. Сцепление и коробка передач также серийные, зато от... грузовика ГАЗ-53! «Порвать» такой агрегат, конечно, сложно, но, если кто забыл, синхронизаторов на древнюю механику не ставили. А это значит - переключаться по-старинке: с двойным выжимом сцепления и перегазовками. Написать проще, чем исполнить - плавно включать передачи без бьющего по нервам хруста шестерен у меня получалось через раз.
Что помимо лебедки, шноркеля, веткоотсекателей и дополнительного света делает УАЗ особенным? Наводите курсор на точки!Сказывались волнение, передоз адреналина, тряска, наконец. УАЗу справили неразрезные мосты военного бундесверовского «Гелендевагена», подвесив их на рессорах. Фирменное козление побороли установкой пары амортизаторов на каждое заднее колесо (спереди осталось по одному - от «Тойоты»). Поэтому машина прыгает по кочкам жестковато, зато без раскачки. Поначалу я опасливо сбрасывал скорость перед поваленными поперек траектории деревьями, но, оказалось, 35-е внедорожные покрышки Simex Extreme Trekker 2 в союзе с энергоемкими подвесками даже толстенные стволы дубов-колдунов спокойно проглатывают. Надо только крепче руль держать, иначе пальцы выбьет.

Зачем УАЗу два ручника

Изучать характер трофийного УАЗа пришлось по ходу дела - во время пары кругов пролога общей длиной порядка 5 км. Накануне удалось лишь прокатиться по обычной грунтовке туда-сюда. А сюрпризов в этом внедорожнике полно. Турбодед строил его под себя, поэтому переключатели и кнопки в салоне не подписаны - пришлось зубрить назначение наизусть. А знаете, зачем на полу аж два ручника? Это межколесные блокировки с гидроприводом! При этом понижайка в раздатке от «Гелендевагена» врубается по-уазовски рычагом, а жесткое подключение передка - тумблером на панели.
Оцените, каково приходится штурману в ориентировании. А ведь ему надо не только за приборами и курсом следить, но и с тросом лебедки бегать.Хотя это ерунда по сравнению с тем, насколько нагло УАЗ расправляется с бездорожьем. Лютой зверюгой он раскидывает зубастыми шинами грязь в колеях, валит железными бамперами сухостой, ныряет в броды по стекло и карабкается по камням на скалы. Фантастическая проходимость! Повторюсь - о трассе речи не идет, у нас только координаты точек на местности. И машина спокойно прет по таким диким местам, куда даже грибники не заходят.

Дальше едешь - больше чинишь

Увы, даже УАЗ ручной сборки - это УАЗ. Первый раз мы встали уже на первом круге пролога. Мотор заглох и не желал запускаться. Полезли под капот прямо в болоте. Топливо подается исправно, а вот искры нет. Проверили провода, распределитель, заменили катушку зажигания, но виновника нашли в лице сдохшего коммутатора. К счастью, с собой был запасной. Дальше - больше. Пару раз пришлось чинить развалившуюся трапецию «дворников», потом стал помирать гидроусилитель. И без того тугой руль вообще зацементировался. Пока по плотному лесу маневрировали, я изрядно выбился из сил, аж мышцы начало сводить.
Еще немного отличий подготовленного УАЗа. Поскольку Турбодед строил его своими силами, а продавать не собирается, стоимость проекта неизвестнаКульминацией нашего приключения стало огромное - насколько хватает глаз - болото. УАЗ подкосил лишний вес. Турбодед машину не взвешивал, хотя за отметку в 2 тонны она явно перешагнула. Это приговор: даже на спущенных до предела шинах внедорожник продавливал мох и погружался в трясину по бамперы. По сухому, может быть, и проскочили бы, но на нашу беду дождь лил с самого утра...

Дыхание болотной смерти

Обе лебедки выручали мало, хилая растительность выкорчевывалась с корнем при попытке вытащить тяжелый автомобиль. Оставалось пихать под колеса сэнд-траки и мало-помалу ползти со скоростью 2-3 метра в час. Мы продолжали рубиться, УАЗ же сказал «хватит». Трогаться приходилось осторожно, в полсцепления, чтобы не сорвать колеса в пробуксовку. И в один момент выжимной подшипник застонал, завыл, дав понять, что ему недолго осталось. От бесконечного «винчевания» разрядился аккумулятор - каждый запуск мотора рисковал стать последним.В темноте гонка не останавливается. Поэтому в кабине установлен мощный свет Начало смеркаться. Михаил отправился в дальнюю разведку и вернулся с неутешительными новостями - дальше топь еще хуже. Изучили карты. Придется поворачивать назад, выбираться на ближайшую лесную дорогу и ползти в лагерь на ремонт. Тут-то я осознал, насколько опасно ладожское бездорожье. Ты мокрый до трусов, ночная температура - от силы 10 градусов, кругом ни души, связь не работает. Эвакуация невозможна в принципе. Даже если тягач пробьется, буксировать УАЗ по болоту и лесу - утопия. В работающей машине - спасение. Откажет, придется ночевать в лесу, пытаясь согреться у костра, или топать в поисках цивилизации десятки километров. И не факт, что повезет: один из экипажей, например, подобрал «трофей» в виде человеческой челюсти... Бывалые рассказывают: однажды гонщики так бросили в «джунглях» Jeep Wrangler с неисправным мотором и потом по выходным наведывались на Ладогу для полевого ремонта, пока машина не выехала из плена сама.

Путь не осилил никто

УАЗу, видимо, коротать время в компании леших да кикимор не хотелось. Кряхтя, он дополз до лесной тропы, которая, по идее, вела к асфальтовой трассе. Но ликовали мы зря. С каждым километром заросли все плотнее обступали колею, хотя должно было быть наоборот. А вот и причина - полуразрушенный деревянный мост: каркас из подгнивших бревен и остатки гати. Делать нечего, в свете фар страхуем машину лебедкой и аккуратно пробуем переехать. Как УАЗ-канатоходец не соскользнул в реку, до сих пор не понимаю.Через лес даже на железном УАЗе надо ездить с умом: один меткий выпад встречной ветки, и радиатор даст течьВ лагерь вернулись ночью, насмерть уставшие. Но утром стартовать не смогли - выжимной подшипник заклинило окончательно, при выключенном сцеплении двигатель стопорился и глох. А запасной детали не взяли, так как ее меняли перед гонкой и не рассчитывали на поломку. Таково качество отечественных комплектующих... Из отведенных на маршрут 48 часов мы выдержали 13. Формально выиграли, так как зачет на Ladoga Forest ведется по принципу «кто дальше заехал - тот и лучший», а в классе Adventure соперников УАЗу не нашлось. Хотя гораздо важнее победа над собой. Ведь даже опытные финские экипажи на внедорожных прототипах - «котлетах» всю дистанцию не прошли. Поэтому теперь можем авторитетно сказать: кто на Ладоге не бывал - настоящего бездорожья не видел.У истоков ладожских трофи-рейдов стоит легенда питерского офф-роуд движения Юрий Овчинников. Именно он вручил нам приз за победу в категории Adventure, стилизованный под контур озера и маршрут самой первой гонки 1997 годаЮрий УрюковЗаместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото автора, Николая Кочерова и Юрия Овчинникова ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Лента новостей Авто новости

Комментариев: 0

Новости часа

«Небо - мрія пілота»

«Небо - мрія пілота»

28 серпня 2015 року в Кіровоградському обласному художньому музеї розгорнуто експозицію «Небо – мрія пілота», присвячену Дню авіації України. Це свято традиційно відзначаэться в Україні в... Подробнее »

33 лучших футболиста Украины по версии газеты "КОМАНДА"

33 лучших футболиста Украины по версии газеты "КОМАНДА"

Газета КОМАНДА по традиции, которая длится уже 17 лет, подвела итоги уходящего года и назвала список 33-х лучших футболистов Украины... Вратари 1. Андрей ПЯТОВ (Шахтер) 2. Денис БОЙКО (Днепр) 3.... Подробнее »

У Тернополі відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита»

У Тернополі відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита»

22 листопада о 17 год. в концертному залі Українського Дому «Перемога» відбудеться мистецьке дійство «Три молитви Митрополита». Захід приурочений 150-річниці з Дня народження Владики Кир Андрея... Подробнее »

Здоровье

Спорт

Экономика

Hi-Tech

Общество

Авто новости

Мото новости

Видео

Обзоры и статьи

Наращивание ресниц в домашних условиях

Наращивание ресниц в домашних условиях

Красивые женские глаза привлекают много мужского внимания, от них невозможно оторвать взгляд, они манят и соблазняют. Ничто так не подчеркивает красоту глаз, как их обрамление – ресницы. Томные... Подробнее »

Как построить карьеру визажиста

Как построить карьеру визажиста

Сегодня многие девушки хотят связать свою деятельность со сферой дизайна и моды. В таких случаях отличным вариантом может стать профессия визажиста. Это специалисты по созданию художественных... Подробнее »

Современное ювелирное оборудование мультиназначения

Современное ювелирное оборудование мультиназначения

Вместе с повышением уровня жизни и развитием технологий повышаются требования к производству ювелирных изделий. Купить на свадьбу обычное золотое кольцо сегодня уже не достаточно. Так,... Подробнее »