Новые наблюдения укрепили загадочность звезды с «инопланетными мегаструктурами»

Ученые предложили еще одно прозаическое объяснение загадочной «звезды Табби», которая уже довольно долго морочит голову астрономам своим странным поведением. Загадочное длительное затемнение звезды Табби, известной также под псевдонимами звезды Бояджян и KIC 8462852, вероятнее всего, вызвано пылью, а не гигантской сетью солнечных батарей или других «мегаструктур», построенных развитыми инопланетянами, говорится в новом исследовании.Астрономы пришли к такому выводу, заметив, что затемнение было больше выражено в ультрафиолетовом, нежели в инфракрасном свете. Любой объект больше пылинки привел бы к однородному затемнению во всех длинах волн, говорят ученые.

«Это практически исключает теорию с мегаструктурами инопланетян, поскольку они не могут объяснить зависимое от длины волны затемнение», сообщил ведущий автор работы Хуан Менг из Аризонского университета. «Вместо этого мы считаем, что вокруг звезды движется облако пыли с орбитальным периодом примерно в 700 дней».

Странные провалы в яркости

KIC 8462852, лежащая в 1500 световых годах от Земли, вызывает массу интриг и сплетен с 2015 года. В том году команда во главе с астрономом Табетой Бояджян (отсюда и прозвище звезды) сообщила, что KIC 8462852 резко потускнела несколько раз за последние полвека, один раз аж на 22%.Никакая планета на орбите не могла бы вызвать такого затемнения, поэтому ученые начали придумывать возможные альтернативные объяснения. К ним относят рои комет или фрагментов комет, межзвездную пыль и популярную (но маловероятную) гипотезу мегазданий инопланетян.Тайна стала только глубже после изначального исследования Бояджян. Например, другие исследовательские группы обнаружили, что в дополнение к случайным кратковременным затемнениям звезда Табби потеряла примерно 20% яркости с 1890 по 1989 год. Кроме того, в работе от 2016 года было установлено, что яркость звезды снизилась на 3% с 2009 по 2013 год.Новое исследование, которое было опубликовано на прошлой неделе в The Astrophysical Journal, посвящено этим долгосрочным событиям.С января 2016 года по декабрь 2016 года Менг и его коллеги (включая Бояджян) изучали звезду Табби в инфракрасном и ультрафиолетовом свете, используя телескопы «Спитцер» и «Свифт». Они также наблюдали ее в видимом световом диапазоне, используя 27-дюймовый телескоп AstroLAB IRIS, публичную обсерваторию возле бельгийской деревни Циллебеке.Наблюдаемое ультрафиолетовое затемнение подразумевает околозвездные гранулы пыли, достаточно большие, чтобы оставаться на орбите звезды Табби, несмотря на излучаемое давление, но достаточно маленькие, чтобы не блокировать свет равномерно на всех длинах волн, говорят ученые.

Тайна сохраняется

И все же новое исследование не решает всех загадок KIC 8462852. К примеру, оно не объясняет кратковременное 20-процентное затемнение, которое заметил космический телескоп Кеплер.И другое исследование - под руководством Джошуа Симона из Научного института Карнеги в Пасадене, штат Калифорния, - показало, что звезда Табби дважды становилась яркой за последние 11 лет. Также они отметили, что звезда стала тусклее на 1,5% с февраля 2015 года по сегодняшний день.«До этой работы мы думали, что изменения яркости звезды происходили только в одном направлении - затемнения», отмечает Симон. «Но осознание того, что звезда иногда становилась ярче в дополнение к периодам затемнения, несопоставимо с большинством гипотез, объясняющих ее странное поведение».