Европейская южная обсерватория заявила о «беспрецедентном открытии» в космосе

На прошлой неделе Европейская южная обсерватория (ESO) раздразнила Интернет новостями о «беспрецедентном открытии». И вот, наконец, организация раскрыла, что впервые в истории астрономы наблюдали гравитационные волны и свет, произведенные одним и тем же событием.«Это очень важное открытие, потому что дает нам два совершенно разных способа рассмотреть одну вещь», говорит Брайан Коберлейн, астрофизик и старший лектор в Технологическом институте Рочестера. «Представьте, что вы пытаетесь разобраться в детективе на слух, не видя картинки, либо просто видите шоу, не слыша его. Когда вы совместите звук и картинку, вы получите полную картину».Снимок VIMOS, на котором запечатлена галактика NGC 4993, демонстрирующая слияние пары нейтронных звезд в видимом светеГравитационные волны – это рябь в пространстве-времени, которую впервые предсказал Альберт Эйнштейн около века назад. В прошлом году мы впервые наблюдали это явление, и до сих пор все гравитационные волны, которые мы наблюдали, были вызваны особенно интенсивными событиями, такими как слияние нейтронных звезд. Этот тип слияния также считался наиболее вероятной причиной коротких гамма-всплесков, космических взрывов, излучающих огромное количество света.17 августа 2017 года обсерватория LIGO поймала гравитационные волны, проходящие через Землю, ­– уже в пятый раз. Всего двумя секундами позднее гамма-лучевой космический телескоп Ферми NASA и Международная лаборатория гамма-лучевой астрофизики ЕКА зарегистрировали короткий гамма-всплеск в той же области неба. Такая последовательность привела ученых к мысли, что гравитационные волны и свет были рождены одним событием.Ученые давно подозревали, что за слиянием двух нейтронных звезд следует килоновая, взрывное явление в 1000 раз ярче стандартной новой. Они предположили, что практически одновременные наблюдения гравитационных волн и гамма-лучевого всплеска могут указывать на то, что произошло именно это событие, и последующее исследование, проведенное Европейской южной обсерваторией, указывает на то, что именно так и было: ученые наконец-то обнаружили килоновую.«Я никогда не видел ничего подобного», говорит Стивен Смитт, который руководил наблюдениями с помощью Нового технологического телескопа ESO. «Наши данные вместе с данными других групп доказали всем, что это была не сверхновая и не переменная звезда на переднем плане, а нечто совершенно изумительное».

Редкий случай

Выделить отдельную лабораторию, совершившую прорывное открытие, нельзя – это был поистине совместный труд. Огромный участок неба, содержащий миллионы звезд, необходимо было просмотреть после первоначального обнаружения гравитационных волн, поэтому усилия предпринимали самые разные обсерватории.Первым новую точку света, возникшую рядом с линзообразной галактикой NGC 4993, заметил 1-метровый телескоп Swope в Серро Лас Кампанас. Эту точку затем наблюдали телескопы Pan-STARRS и Subaru на Гавайях, уже ночью. В ближайшие недели последуют новые наблюдения и анализы.«Мы вступили в новую эпоху разделенной астрономии», говорит Эндрю Леван, ведущий автор одной из работ. «Сила ESO в том, что у нее есть широкий спектр телескопов и инструментов, способных решать большие и сложные астрономические задачи в кратчайшие сроки».

Европейская южная обсерватория заявила о «беспрецедентном открытии» в космосе