10 интересных, но ошибочных теорий

На протяжении веков ученые пытались объяснить необъяснимое и пролить свет на загадки Вселенной. Тем не менее, среди бесчисленного множества идей всегда было и будет много ошибочных. Например, люди долго считали, что Солнце вращается вокруг Земли и что наша планета плоская.Процитируем американского историка Уилла Дюранта: «Образование – это открытие нашего собственного невежества в прогрессе». Вот десять интересных теорий, которые оказались ошибочными.10. Закон БодеЕго еще называют Правилом Тициуса-Боде. Это эмпирическая формула, приблизительно описывающая расстояние между планетами Солнечной системы и Солнцем (основанная на простой числовой последовательности). Немецкий астроном Иоганн Даниэль Тиций первым вывел закономерность, которая, как казалось, может надежно предсказать расстояние каждой планеты от Солнца. На основании этого правила даже было предсказано существование невидимой планеты между Марсом и Юпитером, позднее в этом месте был обнаружен пояс астероидов.Если быть более точными, то во времена создания теории Тиция еще не были обнаружены Уран и Нептун. Вскоре после того, как гипотеза была представлена на суд общественности, немецкий ученый Иоганн Элерт Боде взялся за ее развитие. Теория получила популярность после открытия Урана в 1781 году, орбита которого почти точно совпала с предсказанной последовательностью. Однако в 1846 году, после наблюдения за планетой Нептун, закон Боде был признан простым совпадением.9. ФизиогномикаЭта псевдонаучная теория, разделяющая ряд идей с френологией, говорит о том, что психика человека привязана к его внешнему виду, особенно это касается черт лица. Часто в качестве одного из основоположников этой теории называют великого математика Пифагора, так как, по слухам, он отказывал в приеме ученикам, если они не выглядели достаточно одаренными. (Слово «физиогномика» происходит от греческих слов????? (природа) и?????? (способность познавать).) Позже Аристотель написал на эту тему трактат со многими примерами, заявив, что если человек имеет сходство с каким-либо животным, у него будут черты характера этого животного. Например, те, у кого плоские носы, будут бесчувственными, как свиньи.Некоторые идеи физиогномики нашли отражение в популярных выражениях, которые сохранились и по сей день. Например, словом «заносчивый» когда-то называли человека со вздернутым кверху носом, что считалось признаком высокомерия. В конце концов, люди решили проверить эту теорию с помощью тестов, в основном, чтобы определить склонность человека к совершению преступлений. Исследования показали ошибочность теории, к ХХ столетию она была полностью опровергнута.8. НебулийВ 1864 году спектроскопия (раздел физики, посвященный изучению спектров электромагнитного излучения, включая видимый свет) была относительно новой областью науки, особенно применительно к астрономии. Поэтому, когда английский астроном сэр Уильям Хаггинс, исследуя спектр туманности «Кошачий глаз», заметил две зеленые спектральные линии, которых там не должно было быть, он предположил существование нового элемента.Хаггинс назвал его небулий (Nebula – лат. «туманность»), и этот элемент считался существующим до 1927 года. Однако в 1927 году американский астрофизик А. Боуэн определил, что обычные кислород и водород в ионизированном состоянии в определенных условиях космоса, недостижимых на Земле, могут образовывать именно такие спектральные линии. Хотя проблема была объяснена, ученые продолжали искать неуловимый небулий, сравнивая каждый вновь открытый элемент с описанием Хаггинса. В конце концов, по мере заполнения периодической таблицы Менделеева, теория была отвергнута.7. Теория об азиатском происхождении человечестваНесмотря на то, что она по-прежнему имеет своих сторонников, теория «азиатского» происхождения современных людей была в значительной степени подвергнута сомнениям авторами других теорий, в первую очередь, «африканской». Начиная с конца XIX века, ископаемые находки в Азии заставили многих ученых изменить свои представления о человеческой эволюции. Находка питекантропов в 1891 году вывела «азиатскую» теорию на первое место, а последующие находки, похоже, только добавили топлива в огонь.Тем не менее, ХХ век принес ряд новых находок останков ранних людей. Особенно примечателен Homo erectus, все представители которого найдены в Африке, что противоречит «азиатской» теории. Среди сторонников мультирегиональной модели эволюции человека Азия по-прежнему считается одним из центров зарождения человечества, но у этой теории не так уж много сторонников. По большому счету, получается, что достаточно всего лишь одной новой находки, чтобы ученые вновь пересмотрели свою позицию, а такие находки, как обнаружение останков грекопитека, лишь добавляют еще больше тумана.6. Спонтанное самозарождениеЕще одним примером опровергнутых теорий является теория о спонтанном самозарождении жизни, одним из основателей которой также считают Аристотеля. В принципе, эта теория стремилась объяснить, как появляются живые организмы из неживых материалов. Одним из наиболее известных и экстравагантных примеров была мысль о том, что если сыр и хлеб завернуть в лохмотья и оставить все это в темном месте, то появятся мыши.Одним из первых ученых, которые взяли на себя смелость опровергнуть многовековые заблуждения, был итальянский врач Франческо Реди, он сделал это в 1668 году. Если говорить просто, то он доказал, что личинки мух появляются только на том мясе, которое либо было выставлено на воздух, что позволяло мухам садиться на него, либо на том, которое было помещено в банку с живыми мухами. Тем не менее, теория продолжала существовать до 1859 года, когда ее опровергли эксперименты под руководством знаменитого французского химика Луи Пастера.5. Светоносный эфирЭто еще одна развенчанная теория Аристотеля. В своем сочинении «Физика» Аристотель описал эфир как вещество, которое легче, чем воздух, и окружает все небесные тела. К XIX веку ученые заполнили пространство неопределяемым веществом, названным светоносным эфиром, чтобы отделить его от оригинальной теории Аристотеля. Это понятие использовалось для объяснения многих вещей, в том числе орбиты Меркурия и, особенно, способности света распространяться в космическом пространстве. В научных публикациях даже были подробно описаны физические свойства светоносного эфира, хотя никто и никогда его не видел.Однако эксперимент Майкельсона-Морли в 1887 году, поставленный с целью определить, влияет ли светоносный эфир на скорость света, не нашел доказательств, подтверждающих эту теорию. Тем не менее, ученые отказались согласиться с выводами, сделанными на основании эксперимента. Только после появления теории относительности Эйнштейна большинство ученых изменило свое мнение.4. Гипотеза расширяющейся ЗемлиК началу XX века у ученых появились данные, которые, казалось, показывали, что земная кора двигается как по горизонтали, так и по вертикали, что противоречило общепринятым взглядам XIX века. В 1956 году появилась теория о расширении, которая гласила, что существующие континенты когда-то были единой корой меньшей по размерам планеты. (Гипотеза была изложена в работе венгерского геофизика Лацло Эгида «Физика твердой земли».)В конце концов, появилась теория тектонических плит, которая в настоящее время является наиболее популярной и которая вытеснила гипотезу о расширении Земли. Исследования ученых с использованием инструментов для измерения пространства, в том числе с участием НАСА, со временем показали, что Земля не расширяется. Строго говоря, Земля действительно растет, так как на ее поверхность ежедневно выпадает почти 100 тонн метеоритной пыли, однако это увеличение настолько незначительно, что не оказывает практически никакого воздействия.3. Остров КалифорнияВпервые представленная миру благодаря кастильскому писателю Гарси Родригесу де Монтальво, идея о существовании острова к востоку от Индии зачаровала людей, как никакая другая. В романе Монтальво рассказывается о грудах золота, об охраняющих его опасных зверях и о красивых черных женщинах-амазонках. Испанский завоеватель Эрнандо Кортес так сильно поверил в эту фантазию, что отважился на обследование западного побережья Северной Америки в поисках острова. Первым европейцем, который высадился в Нижней Калифорнии, был взбунтовавшийся матрос по имени Фортун Хименес, но вскоре он был убит индейцами.Когда туда же, в конце концов, добрался Кортес, он объявил найденную землю островом Калифорнией. Хотя вскоре выяснилось, что Калифорния – вовсе не остров, теория о существовании острова жила еще на протяжении десятилетий; возможно, это было связано с тем, что испанцы хранили в секрете свои морские карты. От этой идеи окончательно отказались в 1747 году, когда король Испании Фердинанд VI провозгласил ее ложной. Однако на некоторых картах Азии этот остров продолжал существовать вплоть до 1860 года.2. Материнские впечатленияПодобно мысли о том, что характеристики животных могут передаваться через грудное вскармливание, теория о материнских впечатлениях гласила, что любые сильные эмоции, которые испытывает женщина во время беременности, влияют на ее будущего ребенка. Один из примеров восходит к древнегреческому врачу Галену, который предполагал, что если беременная женщина хочет придать своему будущему ребенку какие-то черты, то ей нужно смотреть на образ соответствующего человека.Как бы доказывая, что мы ничем не лучше наших предков, история о материнских впечатлениях получила свое развитие в XX веке. В одном из примеров приводилась история о молодой супружеской паре и лягушке. Муж шутливо бросил лягушку в свою жену, которая до смерти боялась земноводных. Она поймала лягушку рукой, и ее ребенок родился с наростом на одной руке, который по форме напоминал лягушку. Очень распространенной темой в историях о материнских впечатлениях были родинки. От этой идеи отказались лишь после того, как она была опровергнута генетическими исследованиями.1. Теория рекапитуляцииИзвестная также как биогенетический закон, эта теория была первоначально сформулирована в 1866 году немецким ученым Эрнстом Геккелем. Говоря простыми словами, он считал, что эмбрион в своем развитии повторяет эволюционный путь своих предков. На научном языке краткая формулировка закона звучала так: «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза». Только что оплодотворенная яйцеклетка подобна своим амебоподобным предкам, на более поздних стадиях развития она последовательно напоминает зародыши других организмов.К сожалению для Геккеля, факты опровергли его теорию, даже несмотря на то, что он попытался манипулировать данными, подгоняя их под нужный результат. Например, на его зарисовке зародыша ехидны отсутствуют конечности, хотя широко известно, что они существуют. Несмотря на все нестыковки, Геккель и его сторонники продолжали утверждать, что неточности были просто исключениями из правила. В конце концов, современная генетика вбила последний гвоздь в гроб теории рекапитуляции, доказав, что изменения в эмбрионах обусловлены генами, а не эволюцией предков.Специально для читателей моего блога Muz4in.Net - перевел Дмитрий Оськин по материалам сайта listverse.com

По материалам:  muz4in.net