Присоединяйтесь к нам

Мото новости

О братьях наших меньших. Или "Велосипедист на дороге"

AllDay News

Опубликовано

Фото к новости

Продолжая тему велосипедистов и их дорог, попробую описать такого участника дорожного зоопарка как я. Пробег мой по городу весьма внушителен: не мене 1тыра за сезон преимущественно на проезжей части. За 5 лет езды ни одного ДТП. Хотя был год, когда ежедневные 16км по Ленинградскому проспекту на работу были нормой. Да и не одинок я — в сезон все большее количество людей предпочитает этот нехитрый способ передвижения по городу. И этим постом я постараюсь вам описать велосипедиста городского.

Для начала определимся с причинами, которым следует велосипедист, вылезая из парков и тротуаров под колеса машин.

1. ПДД. Да, согласно правилам велосипедист является полноценным участником ДД и, за исключением ряда оговорок, обладает такими же правами и обязанностями, как и все остальные водители ТС. В том числе, ему запрещена езда по тротуарам (ПДД 9.9).

2. Быстрое передвижение по городу. «Москва пешеходная» совершенно не приспособлена к движению коней педальных. Бесконечные бордюры, припаркованные машины, плотный поток людей и множество подземных переходов попросту ставят крест на быстром и практичном способе добраться до цели.

3. Желание просто покататься так же разбивается о причины, изложенные в предыдущем пункте. Для велосипедиста нет хуже засады, нежели подрывать свое седалище от насиженного седла. Да и надо обладать высокими «mad skilzzz», прыгая по бордюрам и не тараня женщин с сумками при езде по тротуарам.

Выезжая на дорогу, байкер обязан (ПДД 2.3.1) иметь передние световые приборы, световозвращатели (в т.ч. боковые в спицах колес), звонок. Полезность заднего маяка сложно переоценить в темное время суток. На темной дороге только его и видно. Помимо яркости, маячок должен еще и иметь режим стробоскопа — так легко идентифицировать байкера на неосвещенной дороге, ведь никто кроме велосипедиста таким не пользуется. Частый гость на руле велосипедиста и фара со стробоскопом. Хотя шлем в перечень правил и не включен (ПДД 24.3.6), тем не менее рассуждать о полезности шлема на мотоциклетном ресурсе считаю моветоном. Однако у велосипедного шлема есть одна черта, присущая исключительно ему одному: человек, едущий в велошлеме пользуется большим уважением со стороны водителей и обретает дополнительную пассивную безопасность. Сей неочевидный факт подтвержден многими городскими велосипедистами. Парень в кепочке, плеере и шлепанцах едущий по проезжей части вызывает лишь раздражение. Хотелось бы еще на велосипедиста повесить различной защиты, но она столь сильно может стеснять движения ездока, что много катающие люди ее никогда не одевают. Указать стоит лишь на перчатки — один из важнейших аксессуаров. Так же велосипедист должен содержать свой велосипед в хорошем техническом состоянии и иметь исправное рулевое управление и тормоза (ПДД 2.3.1). Увидишь велосипедиста без тормозов и заднего маячка — прострели ему колено.

Сигналы, подаваемые велосипедистом, должны осуществляться руками (ПДД. 8.1-8.2). При этом не стоит использовать согнутую в локте левую руку для обозначения правого поворота — отмашка правой же рукой интуитивно понятна даже человеку, ПДД не открывавшему. Ни в коем случае не стоит использовать световые игрушки «Велосипедные поворотники». Их мощность очень низка, так что заметность их в солнечный день весьма сомнительна. Машите рукой — ПДД не дураками составлены.

Ограничения, накладываемые на велосипедиста, выехавшего на проезжую часть невелики. Езда как можно правее и строго в один ряд (ПДД 9.5 и 24.2), невозможность левого поворота и разворота при наличии боле одной попутной полосы или трамвайных путей, (ПДД 24.3.5) запрет езды по магистралям (в т.ч. и по МКАДу, ТТК)(ПДД 16.1.1). Не так уж и много. Но достаточно для некоторых проблем. Стоит сказать и словечко о формулировке «держаться как можно правее». В редакции ПДД до 2010г говорилось напрямую о «правом ряде», в новой же редакции учли тот факт, что в городах машины паркуют уже на половине дороги и смягчили правило. Таким образом допускается езда хоть по центру шоссе, если свободна только левая полоса и дорога не является магистралью. Да, велосипедист, как водитель механизированного ТС обязан пропускать пешеходов (ПДД 14.1).

Махровейшее заблуждение, которое объединяет и велосипедистов и водителей это то, что обе стороны считают байкера некоторой механизированной разновидностью пешехода. Вот только выводы сильно разнятся. Водитель видит место велосипедиста исключительно на тротуаре и воспринимает оного на дороге нарушением как минимум собственного спокойствия. В подсознании водителя тут же вбивается мысль о том, что велосипедист — нарушитель. Какое уж тут соблюдение правил в отношении байкера с такими мыслями в подкорке? Подрезать, обогнать, отжать к обочине, не пропустить — обычное дело. Очень типична ситуация, когда водитель, выезжающий на дорогу и пропускающий машины, напрочь игнорирует едущего по краю полосы велосипедиста и частично выкатывается на дорогу. В такой ситуации велосипедисту приходится резко, практически не глядя назад, делать резкий объезд капота автомобиля слева, где есть немалые шансы попасть под колеса ТС, которое пропускал этот водитель. Велосипедист тоже редко считает себя полноценным участником ДД и считает себя вправе идти на нарушение ПДД. И, как результат идут переезды (по аналогии с «перебежками») дороги в неположенном месте, переезд неспешившись по пешеходному переходу, игнорирование приоритетов, резкие перестроения с тротуара и обратно, игнорирование разметки, знаков, светофоров. В результате на дороге появляется участник, считающий правила рекомендацией. Отдельно стоит упомянуть распространенное нарушение — движение по обочине или краю проезжей части встречки — это грубейшее нарушение (ПДД 1.4). Езда по тротуарам — тоже некислое нарушение, на которое все закрывают глаза. Мнимое «равенство» велосипедиста и пешехода тут проявляется, как нигде. Хотя правила предписывают велосипедисту спешиваться для пользования тротуаров и пешеходных переходов. И все это не говоря о том, что многие велосипедисты банально не знают ПДД или в лучшем случае слышали хохму про равенство велосипедов и гужевых повозок. Еще велосипедисты не пропускают пешеходов и частенько проезжают на красный свет регулируемого пешеходного перехода. Просто в голове на момент форсирования зебры включается флажок «я пешеход» и велосипедист позволяет себе задавить бабульку. Ну не козел ли велосипедист после всего этого? Однако велосипедисты такие велосипедисты — sad, but true…

В некоторое оправдание скажу, что без ряда нарушений выжить на дороге велосипедисту трудно. Но делать это надо очень продуманно и грамотно. К примеру, в глазах водителей велосипедист обладает приоритетом канализационного люка, что весьма затрудняет проезд нерегулируемых перекрекстков. Приходится пропускать всех — иначе шансы словить капот пойдут в гору. То есть когда возможность нарушения правил в отношении нас перерастает просто в уверенность, надо принимать контрмеры. Или взять ситуацию с уходом правого ряда на поворот. Ситуация таит в себе две опасности: заблаговременное перестроение на левую полосу и поток, правее которого мы обязаны ехать. Этот поток будет тоже поворачивать направо и отжимать нас к обочине. И не остается никакого другого выхода, кроме как заблаговременно занимать место во втором ряде, подвергнув себя опасности. Есть еще два фактора, которые не позволяют выполнять требование «как можно правее». Во-первых, внезапно открывающиеся двери припаркованных автомобилей: если мы едем «впритирочку» к автомобилям (как того требуют правила), то даже осмотрительный водитель может не заметить нас в боковом зеркале, хотя виноват будет естественно он. Хотя чего нового я могу рассказать мотоциклистам! Во-вторых четкое обозначение себя на дороге — залог уважения со стороны водителей. Нельзя игнорировать велосипедиста, занимающего середину полосы. В то время как велосипедист, жмущийся к обочине, провоцирует водителей его обогнать, вплотную пройдя с ним рядом. Это прием, просто необходимый к выполнению при маневрировании, поворотах, остановках и т.п. При езде по прямой на свободной дороге лучше им не злоупотреблять.

Ответственность велосипедиста на дороге за свои действия «очень тяжкая»: 500р за нарушение ПДД в пьяном виде (если нет отягчающих, ясен пень). Алкоголики-водители плачут черными, от зависти слезами. Но по принципу «Неуловимого Джо» даже этих денег с нас никто никогда не потребует. Если это не привело к ДТП, естественно. А все дело в том, что в примечании 1 к статье 12.1 кодекса об административных правонарушениях велосипедист не перечислен! И только статьи 12.29 (п. 2-3) и 12.30 могут хоть как-то взять педального за яйца. По факту, ответственность велосипедиста это огромное белое пятно в законодательной практике. Прав у него нет, страховки нет, мозгов нет, денег нет — фактически он может просто послать кого угодно нахер и укатить во дворы. Номеров-то у него тоже нет. Некриминальные ДТП с участием велосипедиста нередко вешают на владельца двухколесного транспорта именно потому, что он не понесет никакой ответственности.

В заключение текста хотелось бы попросить водителей все же аккуратней давить нас, велосипедистов — чтобы мы уходили (а не уезжали на каталках) с синяками, кои были бы нам напоминанием и наукой. Хочется верить, что статейка поможет как водителям получше узнать о соседях на дороге, так и велосипедистам, открывающим новые горизонты.

P.S. Да, кстати совсем забыл о велодорожках. У нас в стране их нет. Только не тычьте в разбазаривание зеленой краски на Воробьевых и Университете, писульки на дорожках в Покровскос-Стрешеневе или велотрек в Крылатском — это прогулочные зоны, которые абсолютно всеми игнорируются.

P.P.S. Все фото и иллюстрации соответственно принадлежат их законным авторам.

P.P.P.S. Зима — отстоище!

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *