Присоединяйтесь к нам

Политика

Азербайджан выбирает свой «коридор»… в обход Украины. А выиграет Россия

AllDay News

Опубликовано

Фото к новости

Газ с Востока в ЕС все чаще «пробегает» в обход Украины. Особенно много газопроводов появилось на юге, где переплелись геополитические интересы многих стран Европы. Решение международного консорциума «Шах Дениз» отдать предпочтение проекту Трансадриатического газопровода (TАР) как основного коридора экспорта азербайджанского газа в страны Европейского союза, кажется, свидетельствует о том, что план строительства «Nabucco», высокопарно названного флагманским проектом европейской энергетической стратегии, окончательно похоронен, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

ТАР позволяет начать создание Южного коридора. Его можно считать антистратегическим обстоятельством для европейских целей, направленных на энергетическую безопасность Евросоюза и уменьшение зависимости от импорта российского газа, которая особенно ощущается в странах Центральной и Восточной Европы, сообщает итальянская газета «Limes». Это подтверждает тот факт, что у ТАР относительно низкая пропускная способность. По этому газопроводу будет перебрасываться 10 миллиардов кубометров газа в год вплоть до 2020 года, а впоследствии может быть достигнут максимальный объем поставок в 20 миллиардов кубометров в год, при том, что по проекту по «Nabucco» должно было перекачиваться свыше 30 миллиардов кубометров газа в год.

Но пока Европейский союз радуется выбору проекта ТАР как спасителю своей энергетической политики, поскольку это означает начало конкретной реализации Южного энергетического коридора. На деле развитие событий свидетельствует о громком провале стратегии диверсификации источников снабжения и снижения зависимости от импорта российского газа.

В результате этого решения газ, который будет добываться во второй фазе разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз», будет перебрасываться из Турции в Грецию, а потом в Албанию и Италию по газопроводу, проложенному по дну моря. Кроме того, предполагается строительство боковых ответвлений между Грецией и Болгарией и на Балканах в связи с проектом Ионическо-Адриатического газопровода.

Несомненно, что строительство газопровода ТАР свидетельствует об успехе сотрудничества с Азербайджаном, который за эти годы проявил себя надежным партнером. В 2011 году президент Алиев подписал совместное заявление о развитии Южного коридора, приняв на себя обязательство поставлять 10 миллиардов кубометров газа в год на европейские рынки. Впоследствии два договора между Анкарой и Баку создали предпосылки для развития Южного коридора.

В октябре 2011-го в Измире было достигнуто соглашение о переброске азербайджанского газа на европейские рынки через турецкую территорию, а в декабре того же года было решено построить Трансанатолийский газопровод (Tanap или Tagp), который представляет собой важный энергетический «перешеек» для Южного коридора, поскольку он свяжет азербайджанские месторождения с турецкой границей. В этот момент консорциум «Шах Дениз» должен был решить, какой из двух проектов (Nabucco West, модифицированный в связи с проектом Tanap, или ТАР) предпочесть, на основании экономической и практической целесообразности, чтобы связать его с Трансанатолийским газопроводом.

Что же стало решающим для отклонения проекта «Nabucco»? Помимо экономических соображений (цены на газ в Италии и Греции очень высоки, следовательно, проект ТАР более выгоден) и финансовых, при выборе проекта строительства ТАР учитывался геополитический фактор. На решение большое влияние оказали негосударственные энергетические компании.

На выбор повлияло то, что норвежская компания Statoil участвовала как в консорциуме «Шах Дениз» (вместе с британской British Petroleum, азербайджанской Socar и французской Total), так и в консорциуме ТАР. У нее большая доля акций, как и у швейцарской фирмы Axpo, в то время как у немецкой компании E.On долевое участие гораздо меньше.

Сказалась слабость в геополитическом плане консорциума Nabucco (в нем участвуют австрийская компания OMV, румынская Transgaz, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Energy Holding). Несмотря на статус «флагманского проекта» основные европейские энергетические компании (Eni, Total, Gaz de France, BP, Wintherhall, E.On) никогда в него не входили, а те, что вошли, не обладают таким политическим весом, чтобы повлиять на энергетическую стратегию Брюсселя.

Газ, который будет поступать по ТАР, кажется, прежде всего попадет на итальянский рынок, что с реализацией трех запроектированных регазификаторов будет отвечать целям диверсифиции. В перспективе этим газом будут снабжаться Германия и Франция, а также Греция и балканские страны. Но предпочтение в пользу проекта ТАР и замораживание «Nabucco» лишает Болгарию, Румынию и Венгрию альтернативной возможности снабжения газом, необходимого для укрепления энергетической безопасности, и оставляет их в глубокой зависимости от российского импорта. Уместно напомнить, что Болгария и Румыния на 90% удовлетворяют свою потребность в газе за счет импорта из России.

Такое развитие сценария больше всех выгодно Москве, сообщает InoSMI.ru, поскольку реализация проекта ТАР решает в ее пользу геополитический и энергетический спор, в котором два проекта — «Nabucco» и «Южный Поток» — оказались соперниками. Теперь Россия сможет укрепить свои энергетические связи с исключенными из Южного коридора странами Южной и Восточной Европы, прибегнув даже к снижению цен на газ.

Десять миллиардов кубометров газа, перебрасываемых по Трансадриатическому газопроводу, не пошатнут позицию России на европейском рынке, в то время как 30 миллиардов кубометров, которые предполагалось перекачивать по газопроводу «Nabucco», составили бы примерно треть всего нынешнего импорта Москвы в ЕС.

Небольшая пропускная способность ТАР позволит «Газпрому» с успехом захватить в «энергетические тиски» всю Европу с севера и с юга. Действительно, с введением в строй газопровода «Северный Поток» (пропускная способность — 55 миллиардов кубометров в год) и строительством «Южного Потока» (пропускная способность — 63 миллиарда кубометров в год) Россия сможет удвоить объем газа, экспортируемый в Европу для удовлетворения ее растущих нужд.

Кажется, судьба Nabucco решена. Заверения членов консорциума и европейских политиков о возможной будущей реализации проекта представляются пустыми обтекаемыми фразами.

Напомним, что вице-премьер-министр Юрий Бойко заявил, что Украина ждет от Европейского энергетического сообщества разъяснений в отношении строительства Российской Федерацией обходных газопроводов совместно с европейскими компаниями. Об этом он заявил в Верховной Раде во время часа вопросов к правительству в пятницу, 5 июля.

«Идет откровенная дискуссия с Европейской энергетической комиссией, и мы откровенно высказываем свои претензии руководству комиссии, которая занимает двузначную позицию в отношении обходных газопроводов, которые строятся сегодня Российской Федерацией совместно с европейскими компаниями», — сказал Бойко. Он также отметил, что продолжается диалог Украины и Энергосообщества по данному вопросу, и выразил надежду, что в скором времени он перейдет в официальную плоскость. «И мы получим официальный ответ от комиссии, каким образом они будут защищать наши права — равноправного члена Европейского энергетического сообщества», — отметил вице-премьер-министр.

Также Украина намерена привлечь немецкие компании Siemens AG, Deutsche Bank AG и Ferrostaal GmbH для модернизации своей газотранспортной системы, сообщает министр иностранных дел Украины Леонид Кожара.

А глава «Газпрома» Алексей Миллер на прошлой неделе заявил, что «Газпром» и Украина на данный момент не ведут переговоры по созданию консорциума для управления украинской ГТС.

Справка. Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Общая протяжность газопроводов (без учета новых объектов), которые эксплуатирует компания, составляет 37,1 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов — 22,2 тыс. км и газопроводов-отводов — 14,9 тыс. км. Количество газораспределительных станций (ГРС) составляет 1449.Более подробно о необходимости снижения энергетической зависимости Украины от России читайте в статье Дениса Скворцова «Энергетическая безопасность по-украински: уголь, шельф и реверс».

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные