Присоединяйтесь к нам

Политика

Крым по-российски или новая жизнь для полуострова

AllDay News

Опубликовано

Фото к новости

Несмотря на накал политической жизни в стране, продолжающуюся АТО в Донецкой и Луганской областях, многие граждане Украины не забывают о Крыме. Информации о жизни крымчан под властью Москвы в последнее время не так много. Ехать в Крым, как в прежние времена, многие опасаются. Да и власти наши не особенно благоволят такого рода «экскурсиям»…, — Inpress.ua;

Концепция развития Крыма
Между тем Министерство регионального развития РФ на днях сообщило, что завершается работа по подготовке концепции развития Крыма. Концепция разрабатывается по 150 укрупненным проектам и мероприятиям, заявленным федеральными органами исполнительной власти, правительствами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Хотя многое еще предстоит уточнить, уже известно, что Федеральная целевая программа (ФЦП) должна быть утверждена до 1 июля 2014 года. Концепция развития Крыма до 2020 года предусматривает вложения на уровне почти 1 трлн. рублей, из которых 95% — средства федерального бюджета РФ.Ее выполнение, по замыслу авторов, позволит увеличить валовой региональный продукт (ВРП) и уровень зарплат в Крыму в 5 раз за семь лет. На самодостаточность и бездотационность регион должен выйти в 2017 году.

Программа начнет финансироваться с 2015 года, однако и в 2014 году, который считается подготовительным, Крым получит 54,4 млрд. рублей. В частности, 14 млрд. рублей выделяются на модернизацию отраслевой структуры промышленности Крыма и13,5 млрд. рублей — на объекты капитального строительства в Крыму и Севастополе, и строительство жилья. К этому можно добавить, что с момента вхождения Крыма в состав России полуостров уже получил (вне рамок программы) около 70 млрд. рублей.

В Минрегионе рассчитывают, что реализация ФЦП позволит приблизить уровень доходов населения полуострова к среднероссийскому уровню, повысить налоговую базу муниципальных бюджетов и сократить уровень их дотирования. В концепции ставится задача увеличить доходы консолидированных бюджетов на душу населения к 2020 году в 3 раза, а также повысить общий объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 3,7 раза.

Конкретные шаги
Это общие цифры и направления. Однако стали известны и некоторые конкретные шаги, которые последуют после утверждения Концепции. О них в середине мая сообщил первый вице-премьер-министр Крыма Рустам Темиргалиев.

В частности, Симферополь и Феодосия получат дополнительные окружные дороги. Симферополь и Керчь будут соединены прямой железной дорогой (сейчас она проходит через Джанкой). Предусматривается строительство современной трассы Ялта — Алушта — Феодосия. Новый терминал аэропорта «Симферополь» будет соединен с городом железнодорожным «Аэроэкспрессом».

Кроме того, можно уже считать решенным вопрос о строительстве магистрального газопровода Кубань — Крым, пропускная способность которого составит 2 млрд. кубометров в год. Как сообщил 15 мая генеральный директор предприятия «Черноморнефтегаз» Андрей Ильин, его строительство планируется завершить в 2017 году.

Предназначение газопровода — обеспечение энергетической независимости Крыма. С этой целью на полуострове будут построены две тепловые электростанции суммарной мощностью до 800 МВт и две высоковольтные линии электропередачи от Анапы до Феодосии.

Что касается обеспечения потребностей населения в бытовом газе, их полностью обеспечивает «Черноморнефтегаз», который в этом году выходит на уровень добычи в 2 млрд. кубических метров, а к 2020 году намерен увеличить добычу, за счет освоения месторождений «Шмидт» и «Трханкутское», до 2,5 млрд.

Не обойдена стороной и проблема снабжения полуострова водой. Министерство природных ресурсов РФ разработало первоочередные меры по обеспечению снабжения Крыма питьевой водой. «Есть план, утвержденный министерством, вчера было внесено постановление правительства по финансированию этого плана — 2,5 млрд. рублей, — заявил 28 мая министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. — Речь идет о бурении скважин, использовании местного стока, а также идет ремонт водостоков и будет проведен ремонт водохранилищ».

Этот план, считает Донской, позволит обеспечить текущее водоснабжение полуострова, а к осени будет принята схема обеспечения питьевой водой всей территории региона с учетом внутренних и внешних источников. Для компенсации воды, которая не поставляется с Украины по СКМ, будут использованы ресурсы соседних регионов, в частности, предполагается наладить поставки питьевой воды танкерами из Краснодарского края, пояснил министр.

Пока хуже с поливом. Якобы Киев требует, чтобы Крым платил за воду, в случае восстановления работы Северо-Крымского канала в 50 раз больше прежнего. Пока Москва и Симферополь размышляют. Между тем без воды Крым в этом году останется и без риса, а урожай зерновых упадет с 30-35 цнт/га до 18-20 цент. Потери, как видим, чувствительные. Почему Москва и Киев не пытаются договориться о поливной воде с учетом корректировки на российский газ для Украины, никто не говорит.

Иностранные инвесторы
Несмотря на санкции, от Крыма не отказались иностранные инвесторы. В первую очередь, речь идет о компаниях из Китая. К строительству транспортного коридора в Крым через Керченский пролив стоимостью до 2-3 млрд. долларов могут быть привлечены китайские строительная госкомпания и частный инвестиционный фонд, а часть проекта будет проинвестирована в юанях. Переговоры по этому вопросу продолжаются. Ранее предполагалось, что все решится во время майского визита Владимира Путина в Китай. Однако обе стороны решили раньше времени никого не напрягать.

Надо сказать, что Китай планировал инвестиции в Крым и ранее: в конце 2013 года КНР и Украина подписали соглашение о строительстве глубоководного порта близ Евпатории. Затем китайские компании рассчитывали принять участие в реконструкции Севастопольского морского рыбного порта, в строительстве в Крыму аэропорта, верфи и НПЗ. Участие в строительстве транспортного коридора, таким образом, может стать гарантией дальнейшего развития этих проектов, судьба которых в условиях тотального кризиса на Украине была явно незавидна. Осуществление столь масштабных проектов — это многие миллиарды долларов в экономику полуострова, что существенно дополнит те средства, которые выделяются в рамках ФЦП по Крыму.

Кроме того, весной 2013 года судостроительный завод «Море» в Феодосии передал КНР десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр» стоимостью в 350 млн. Сейчас верфь строит второй такой корабль для Китая, и есть хорошие шансы на то, что сотрудничество в этой области продолжится.

От китайцев стараются не отстать немцы. Буквально накануне появились сообщения, что Крым посетят немецкие бизнесмены. «Насколько мне известно, сейчас группа немецких бизнесменов собирается посетить Крым, несмотря на то, что Киев официально признал полуостров «оккупированной территорией» и ввел ограничения», — заявил известный украинский политолог Кость Бондаренко. Он также отметил, что на этом фоне попытки украинской власти разрешить кризис на Юго-Востоке силой бессмысленны и опасны для всей страны.

Очевидно, на позицию Германии влияют крупные корпорации, не желающие нести огромные убытки по политическим причинам. Вполне очевидно, что немцы серьезно заинтересовались привлекательным инвестиционным климатом в Крыму, который настойчиво создает Россия.

Премьер Дмитрий Медведев в программе «Вести в субботу» 24 мая подтвердил, что в настоящее время в качестве одного из многих вариантов развития региона рассматривается создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Правда, он добавил, что при этом надо бы «уйти от зависимости от офшорных юрисдикций и сделать нашу юрисдикцию гораздо более привлекательной». То есть и здесь все делается в интересах населения полуострова.

Цены растут — жизнь дорожает
Привлекательное для населения Крыма выравнивание уровня пенсий и зарплат с российскими, как и следовало ожидать, привело к неприятному последствию — росту цен на все группы товаров. По данным службы статистики Республики Крым, в сравнении с декабрем прошлого года индекс потребительских цен к началу июня вырос на 7%.

Возглавляют таблицу роста цен транспорт и здравоохранение. С начала года стоимость бензина выросла на 5 грн — с 9 грн за литр А-95 почти до 14 грн. Правда, в конце мая автолюбители таки дождались обещанного снижения цены, но незначительного — один из самых популярных видов бензина сегодня стоит 12,30 грн/л, или 36,87 руб. То есть по факту топливо в среднем подорожало в Крыму на 30%.

Сильное увеличение цен наблюдают крымчане и в аптечных киосках. Лекарства продают на 30 — 50% дороже, чем в декабре 2013 года. При этом зачастую подорожание носит не объективный, а спекулятивный характер. Работники аптек говорят, что лекарства из России, а потому — дороже. Крымчане дома открывают упаковки и вынимают инструкции на украинском языке.

Лидерами в увеличении цены среди продуктов являются рыба и рыбопродукты, масло, сахар, овощи и фрукты. Последние подорожали на 30%. И как утверждают эксперты, цены на овощи в Крыму вырастут еще на 15 — 20%. Все дело в том, что на полуострове не налажена доставка овощей от производителя к конечному потребителю. К тому же, в условиях отсутствия полива многое теперь завозится из России, а там цены всегда были значительно выше, чем в соседней Херсонской области, откуда продукция поступала ранее. Да и расстояния несопоставимы.

Вырос в цене и хлеб. Группа социальных сортов подорожала незначительно — на 1%, а вот другие хлебобулочные изделия на 4%.

Дорожает молочка. Изкрымских магазинов исчезли молочные продукты украинского производства — бдительно-политический Россельхознадзор не дремлет. Министр аграрной политики и продовольствия Республики Крым Николай Полюшкин говорит, что более 85 украинских предприятий соответствуют требованиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ и готовы поставлять продукцию в Крым, да и российские поставщики подключатся, мол. Но дальше слов дело пока не идет.

Жизнь в Крыму действительно подорожала. Местные чиновники, отвечая на вопросы журналистов об увеличении цен, напоминают, что и уровень жизни населения вырос. Но ощутить это из-за увеличения стоимости жизни у большинства жителей Крыма, увы, не получается.

***
Вполне очевидно, что жизнь крымчан под скипетром Москвы, несмотря на внешнюю привлекательность провозглашенных планов, оказалась непростой. Ведь планы, если они и сбудутся, — это дело будущего. А жить надо уже сегодня.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *