Общество
На проклятый вопрос – проклятый ответ
Фото к новости
Под занавес года мы вдруг узнали, что нашим детям-отличникам по окончании школы не будут больше вручать медали
Новый закон об образовании заменил эти, пусть и символические, изделия из благородных металлов на бумажки (пардон, на почетные дипломы): круглым отличникам дадут бумажки красные, всем прочим — сине-белые.
Смысл такой реформы простой, как плевок в лицо: у нас в стране цена школьного «золота» обесценилась до самого неприличного неприличия. Медали, которые еще не так давно были знаком качества, блеска юного интеллекта, стали раздавать направо и налево всем подряд — и «своим», и тем, кому это по карману. И вместо того, чтобы вернуть наградам за усердную учебу прежнюю цену, решено «не париться», а просто признать свершившийся факт: девальвация-с, чего зря металл-то переводить…
Проклятые вопросы остаются, старые ответы на них уже не устраивают, а новых никто не приготовил. Ну не можем же мы, в самом деле, отрубать ворам руки и ставить тех, кто «в особо крупных», к стенке — все-таки XXI век на дворе. А что же мы можем? Хотя это не тот вопрос… Правильный вопрос звучит так: а что же мы должны делать? Ведь тяжесть преступлений за все эти века не упала, напротив, она растет, тянется к стандартам потребления. Иное воровство нынче похлеще уличного убийства. Вот вам очевидная цепочка: разворована городская казна — не построена поликлиника, не закрыто ядовитое производство, не заменены очистные сооружения на современные. И кто он после этого, этот ворюга? Настоящий серийный убийца! Но по старинке, око за око, зуб за зуб, мы с ним уже не можем, не гуманно как-то получается. А как с ним по-новому — не знаем.
Вот спросим себя: у нас экс-министр обороны проворовался? Нам говорят: нет, раз не было суда и приговора. А раз так, то он у нас достойный гражданин и даже полезный член общества. Ему и руку при случае пожать не зазорно (если, конечно, дотянетесь). А сейчас вот он под амнистию юбилейную может попасть — и что потом мешает ему снова двинуться на повышение? В семье простили, перед законом как бы чист, а стыд — не дым, глаза не выест. Но спрошу так: а как быть со всеми озвученными в астрономических цифрах (миллиарды из госбюджета) потерями славных Вооруженных сил, что «совпали по времени с периодом его пребывания в должности министра обороны»? Так они есть или их нет? Если да, все понятно, и есть хотя бы факт преступной халатности руководителя, а это уже статья УК. Если это все клевета — так ведь понятно тоже: к ответу клеветников. Тоже, кстати, суд и интересные подробности.
Но вернемся в «школьные годы чудесные». Почему в заклейменные и осмеянные советские времена медали получали действительно достойные выпускники? И воровать, как правило, боялись, во всяком случае в сегодняшних масштабах? Почему до XX съезда — это понятно. Но ведь какое-то время и после него существовали табу, хотя бы административные. Может, просто по инерции страха, потому что знали, что наказание неотвратимо? А что если инерцию страха отбросить, а неотвратимость наказания оставить? И ведь для этого даже не надо сажать всех. Достаточно, чтобы каждый «заинтересованный персонаж» знал правила и уважал закон — хотя бы и по необходимости.
Было очень познавательно услышать от Михаила Ходорковского, который вышел на свободу после 10 лет заключения, слова о бизнесе: «Я по-прежнему уверен в том, что частный бизнес эффективнее государственного, но, вы уж меня извините, бизнес, не ощущающий социальной ответственности, вообще не имеет права на существование». Познавательно, потому что прочитаем устав любого частного предприятия — какая у него цель? Правильно: извлечение максимальной прибыли. И вот человек, который долгие годы жил по законам бизнеса, нам говорит, что всех денег, господа хорошие, с собой в могилу не унесешь, не в этом, оказывается, смысл! 10 лет в колонии строгого режима — и человек понял главное. Так и другие поймут — при подобной-то терапии.
Совершенно ясно, что вопросы исполнительской дисциплины, эффективности борьбы с коррупцией и вот те же школьные медали — это явления одного корня. Поймем про медали — найдем ключи и ко всему остальному. Потому что как раз с медалями-то все относительно просто: знания или есть, или их нет. Можно ли придумать лучшую лакмусовую бумажку? А лишать отличников такого стимула — это не просто поднять руки перед коррупционерами. Это все равно что сказать юноше, обдумывающему житье: извини, дорогой, все дяди воруют, и ты, когда вырастешь, исключением не станешь.
Вы должны войти в систему, чтобы опубликовать комментарий Вход