Присоединяйтесь к нам

Общество

Ректор МГУ рассказал, сколько выпускников на ЕГЭ-2014 Рособрнадзор спас от «неуда»

AllDay News

Опубликовано

Фото к новости

Параллельно Министерство образования сообщило, что хочет отменить денежные надбавки для учителей за подготовку старшеклассников к ЕГЭ

Министерство образования и науки собирается отменить денежные надбавки, которые сейчас полагаются учителям и директорам школ за участие в подготовке к Единому государственному экзамену и за его проведение. Об этом в четверг, 19 июня заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов.

По мнению министра, наличие денежного вознаграждения за ЕГЭ сильно способствует тому, что преподаватели старших классов нередко занимаются банальным «натаскиванием» учеников на решение тестов, чтобы получать за это доплаты.

«Работа с учениками — это не сдельщина»

Ранее, — подчеркнул Ливанов, — такой показатель, как уровень успеваемости учащихся региона на Едином госэкзамене, уже был отменен в показателях оценки эффективности губернаторов. И это принесло свои положительные плоды. Что касается работы учителей и руководителей учебных заведений, то ее тоже нельзя оценивать чисто по результатам ЕГЭ.

«Работа с учениками — это не сдельщина, — заявил Ливанов в беседе с журналистом «Известий». — Мы сейчас прорабатываем этот вопрос».

Зарплата педагогов в настоящее время складывается из нескольких частей. Это оклад, компенсирующие выплаты и так называемый стимулирующий фонд. Именно над тем, чтобы реорганизовать последний, и размышляют сейчас в Минобрнауки.

Мнения экспертов, опрошенных журналистами по этому вопросу, разошлись. Так, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что было бы правильнее, если бы школы сами определяли свою политику относительно того, платить учителям что-то дополнительное или нет.

«Если это регулируется с федерального уровня, то это режим ручного управления, который нарушает автономность работы образовательного учреждения, — пояснил Адамский. — На мой взгляд, здесь можно лишь дать рекомендации по распределению финансовой составляющей, но никак не запрещать».

А сопредседатель Межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов согласился, что от надбавки за ЕГЭ действительно можно было бы отказаться. Однако ­- с некоторыми условиями. Неправильно лишать денег абсолютно всех: «ведь кто-то хорошо готовит, а кто-то плохо. Безусловно, надо, чтобы учителю платили не за то, что он натаскивает на ЕГЭ, а за то, что учит детей. Если он нормально учит, то дети должны сдавать экзамены. Тут вопрос не отмены надбавок за ЕГЭ, а повышения, с одной стороны, гарантированной зарплаты учителя и одновременно ужесточения требования к самому качеству и работе учителя», — пояснил Демидов.

Снижение планки по баллам: спасение или вред?

Сегодня же стало известно об эффекте, который дало решение Рособрнадзора снизить в этом году минимальную планку баллов на ЕГЭ.

Данная процедура этим летом была проделана дважды. Сначала ведомство распорядилось снизить минимальный выпускной балл по русскому языку — с 36 до 24 баллов, — а затем и по математике: с 24 до 20 баллов.

Сделано это было, по словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, для того, чтобы сохранить процент выпускников, которые останутся в этом году без аттестатов по причине неуспеваемости. «Важно количество, которое не преодолело минимальный барьер. Из года в год это количество составляло полтора процента», — пояснил чиновник.

Сколько именно учащихся рисковали не получить аттестат в этом году, если бы минимальный порог остался на прежнем уровне, Кравцов не уточнил. Вместо него это неделю спустя сделал ректор МГУ Виктор Садовничий. Он сообщил журналистам, что снижение баллов только по русскому языку спасло от «зависания» еще на год в одиннадцатом классе, ни много ни мало, 20% российских выпускников.

«Минимальный балл по русскому языку диктовался статистикой. Я видел эти графики. Если бы баллы не понизили, было бы 20% и больше двоек», — сказал Садовничий, добавив, что таковы были только данные «основной волны», без учета пересдач.

Разумеется, русский язык недостаточно хорошо знают прежде всего выпускники национальных школ, — отметил ректор МГУ. «Есть школы, где дети русский язык практически не знают, а ЕГЭ един для всех», — добавил он, назвав решение Рособрнадзора «компромиссным».

Другие эксперты, однако, отнеслись к балльной «поблажке» не настолько доброжелательно. В частности, заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов назвал шаг Рособрнадзора «популистским», предназначенным для того, чтобы представить широкой публике «нереализованные цели как успешно реализуемые».

Любимов отметил, что задания категорий «В» в контрольно-измерительных материалах по математике содержат задачи в том числе и совершенно элементарного уровня: такие, по его выражению, умели решать еще в Древнем Египте, а сейчас с подобными задачками легко справляются млашдеклассники. В качестве примера преподаватель ВШЭ привел следующую задачу из тех, что реально содержалась в КИМах: «В летнем лагере 310 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 40 пассажиров. Какое наименьшее число автобусов требуется заказать, чтобы перевести всех детей и воспитателей из лагеря в город?».

Зная о подобных простейших заданиях и об их «цене» в баллах, — сообщил Любимов, — многие учащиеся просто игнорируют на экзамене задачи категории «C», требующих познаний из программы старшей школы. Они спокойно решают примитивные задачки — и «зарабатывают» заветные баллы для получения аттестата.

«В любой другой стране, — рассказал эксперт, — за это дают только справку о том, что школьник учился в школе, но не дают аттестат или диплом. Доля провалов выпускников в зарубежных странах колеблется от 20% до 30% и больше. В этих странах считается, что обеспечение доступа к образованию — это ответственность государства. А усердие, дисциплинированность, воля к получению знаний — ответственность самого учащегося и его семьи».

Что же касается России, — подытожил Любимов, — то существующая политика играет на руку ленивым ученикам, провальным школьным директорам и педагогам, не желающим утруждать себя обучением будущих двадцатибалльников. «Зачем стараться, если аттестат ими все равно будет получен?» — задал эксперт риторический вопрос.

По материалам:  www.trud.ru

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы прокомментировать

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *