Спорт
Анатолий КОНЬКОВ: «У нас свой самодостаточный чемпионат»
Фото к новости
Президент Федерации футбола Украины Анатолий Коньков ответил на вопросы читателей и журналистов Спорт.ua.
— Анатолий Дмитриевич, как вы отнеслись к тому, что клубы УПЛ так и не смогли провести общее собрание, на котором должен был быть переизбран президент УПЛ и решен ряд вопросов по организации чемпионата?
— Конечно, это не красит наш футбол. Мы должны, объединившись, решать те проблемы, которые назрели в нашем футболе. Не так давно, перед игрой со сборной Франции, я присутствовал на заседании владельцев клубов и там не было разговоров о том, чтобы как-то реорганизовать или поменять формат Премьер-лиги. Было много вопросов, в том числе и об «Арсенале». Ничего не предвещало того, что руководители клубов не соберутся на заседание. Второй раз они тоже не собрались. Мы посмотрели на всю ту ситуацию, которая складывается в УПЛ, и решили в феврале назначить Исполком ФФУ, на котором и решим проблемы, которые возникли.
— Многие клубы выступили с предложением расформировать УПЛ, как организацию, и ее функции переложить на ФФУ, как вы на это смотрите?
— Я не думаю, что так скоропалительно нужно на кого-то что-то перекладывать. У нас есть такая привычка. Но я еще раз говорю, что в феврале месяце специально соберется Исполком ФФУ, чтобы посмотреть и досконально разобраться в положении дел УПЛ. Тогда я смогу ответить на вопросы о том, что мы намерены делать.
— Вы согласны с кандидатурой Данилова как единственного кандидата на пост президента УПЛ?
— Почему я должен быть не согласен, если руководители клуба избрали Данилова? Почему он восемь месяцев отсутствовал? Мы встречались, обсуждали это, были и объективные, и субъективные причины этому. Но это не говорит о том, что нужно делать какую-то революцию. Я вообще этого слова боюсь. Любой революционный путь ни к чему хорошему не приведет.
— Вопрос исключения «Арсенала» будет решен до старта второй части сезона?
— По поводу «Арсенала» мы в ближайшее время встретимся с Даниловым и будем обсуждать. Потому что, когда встречались руководители клубов, то вопрос о продолжении пребывания «Арсенала» в числе команд УПЛ был исключен. Мы рассматривали разные варианты. Но решили поступить по спортивному принципу.
— Каково ваше личное отношение к сокращению количества клубов УПЛ?
— Я понимаю, что для того, чтобы что-то решать, необходимо досконально изучить все, что касается профессионального футбола. Мы сейчас столкнулись с ситуацией, которой в мире нет. Конечно, многое зависит от экономической ситуации, но ведь должны быть какие-то механизмы защиты. Мы ищем эти механизмы. И нужно весь профессиональный футбол перестроить таким образом, чтобы команды, которые должны повышаться в классе, делали это. Этот принцип должен превалировать. А не выбирать: должно быть больше клубов, или меньше. Нет, должен действовать спортивный принцип.
— Вы говорите, что причина исчезновения команд все же в отсутствии финансирования, но в таком случае как эти команды были допущены до участия в чемпионате, как прошли лицензирование?
— Мы сейчас пытаемся пинать мячик из стороны в стороны. А смысл заключается в чем? Вот, к примеру, как мы подходили к тому, чтобы сформировать этот чемпионат и выбрать эти 16 команд УПЛ. Вершина пирамиды — национальная сборная Украины. И тогда мы понимали, что у 16 команд более ритмичный турнир, лучше люди могут подготовиться к матчам сборной Украины и показать тот результат, который мы требуем. Плюс, мы учли и другие составляющие и пришли к выводу, что 16 команд — идеальное количество в чемпионате. Мы советовались с главным тренером национальной сборной, просчитали все варианты, которые были бы положительными и для молодежных, юношеских сборных, и пришли к выводу, что 16 команд нас устраивает.
Конечно, можно было сделать так, что вылетели команды «Металлург» Запорожье и «Говерла», и на этом остановиться. Но та база, которая сейчас есть для подготовки молодых футболистов и в Запорожье, и в Ужгороде, позволяет быть уверенным, что эти команды могут расти. И с этой позиции будут приниматься такие решения. Финансовая сторона — это тоже важная составляющая, но мы все-таки пошли на то, чтобы сохранить 16 команд УПЛ. Как показывает практика, наверное, мы ошиблись. Если снимается по ходу чемпионата клуб, то это не красит ни одну организацию.
— Вы согласны с тем, что условия лицензирования должны быть упрощены и требования к клубам снижены?
— На последнем собрании руководителей клубов УПЛ нам было высказано такое пожелание, мол, давайте уйдем от всех сопутствующих моментов и будем работать по спортивному принципу. Повышение в классе не будет зависеть от наличия школ, стадионов и всего прочего. Если есть необходимый минимум, который может позволять команде играть в Первой лиге, Премьер-лиге — она будет играть.
— Кто будет отвечать за лицензирование и аттестацию клубов, если Сергей Стороженко уже не вице-президент ФФУ?
— Пока он еще вице-президент. От этой должности его могут освободить на Конгрессе ФФУ (Беседа состоялась до Конгресса ФФУ, который в пятницу принял это решение — ред.). Если Конгресс откликнется на просьбу Сергея Михайловича уйти по состоянию здоровья, то он уйдет. А пока его обязанности возложены на председателя федерации футбола Винницкой области Гатауллина Олега Федоровича.
— Господин Гатауллин будет следующим вице-президентом ФФУ?
— Посмотрим, как пройдет Конгресс. У нас есть много вопросов, которые нужно рассмотреть. Мы должны выбрать кандидатуру человека, который сможет этот участок работы охватить. А это очень серьезный участок работы. Потому говорить, будет Гатаулин или нет, пока рановато. Мы пока не обсуждали ряд кандидатов, которые могут претендовать на этот пост.
— Кого бы вы хотели видеть тренером сборной Украины и его помощниками?
— Я на этот вопрос ответил еще год назад. У нас в обществе была определенная точка зрения: должен быть иностранный специалист и все. Вокруг этого такая шумиха поднялась… И только один человек одобрил кандидатуру Фоменко — это президент. И так случилось, что его назначили, а иначе бы этого не произошло. Потому что у нас много специалистов, много любителей, много шума, а взять ответственность на себя никто не спешит.
— Вы изначально понимали, что Михаил Фоменко может возглавить сборную Украины?
— Мы постепенно шли к этому. Обстановка вокруг сборной была нездоровая, Олег Блохин, преданный киевскому «Динамо» человек, возглавил «Динамо». Времени у нас было мало, чтобы правильно выбрать человека.
— Почему со сборной Украины отказались работать Липпи и Реднапп?
— А они нам не отказали. Они были готовы работать. И нам говорил г-н Ахметов, чтобы мы выбрали человека, который нам нужен, а он был готов участвовать, поддерживать нас финансово. Но когда встал вопрос о назначении Фоменко и его тренерского штаба, мало кто был готов меня поддержать.
— Условия контракта с Фоменко и, скажем, Реднаппом, сильно отличались?
— Я не знаю близко Реднаппа, поверхностно изучал его биографию, потом, когда возникла его кандидатура, я узнал человека лучше. Но, конечно, эти условия отличаются. А то, что украинский футбол и футболистов Фоменко знает досконально, это было очевидно.
— Вы уже поставили перед Фоменко и сборной цели на отбор Евро-2016?
— Мы еще не ставили никаких целей, потому что мы только сейчас сделали анализ того, что произошло. У нас буквально на днях было заседание комитета, где были заслушаны все тренеры сборных, были даны оценки их работе и теперь у нас есть определенные взгляды на будущее. Комитет дал удовлетворительную оценку работе Михаила Фоменко, а это значит, что на Исполкоме мы можем разговаривать и Михаилом Ивановичем о продлении контракта. Какие условия контракта будут, пока неизвестно, думаю, это мы решим в личной беседе. Думаю, решение лежит на поверхности. Его контракт был рассчитан на год с возможностью продления еще на два года при условии удовлетворительной работы.
— Вы верили, назначая Фоменко, что его сборная будет второй в этой группе отбора на ЧМ-2014?
— Если бы я не верил, я бы не боролся за Фоменко.
— Вы уже понимаете, каким будет бюджет сборной Украины на 2014-й год?
— Конечно, понимаю. После Конгресса ФФУ я скажу точную сумму. На Конгрессе аудиторская компания, которая следит за финансовыми действиями нашей организации, сделает доклад. После чего вся наша финансовая документация будет обнародована и с ней сможет ознакомиться любой желающий.
— Какой график игр сборной Украины на следующий год?
— Его мы тоже уже практически знаем. Мы уже утвердили этот график во время заседания Комитета сборных, теперь должны утвердить его на Исполкоме ФФУ, после чего он будет обнародован.
— Что нужно для того, чтобы сборная Украины могла бороться за награды на чемпионатах мира и Европы?
— Для этого нужна детальная работа в детско-юношеском футболе. Нужно больше вкладывать в своих детей, это общая задача и государства, и Федерации футбола. Нужно повернуться лицом к детско-юношескому футбола, потому что сейчас мы стоим в пол-оборота к нему. И тогда не нужно будет искать иностранных тренеров из Лондона или Парижа. Мы сами будем готовить смену для сборных Украины.
— В вашей предвыборной кампании много говорилось о детско-юношеском футболе…
— Так мы только этим и занимаемся. Все, что мы можем делать, мы делаем, развиваем и стараемся улучшать материально-техническую базу. Финансово мы тесно сотрудничаем с олигархами, чтобы выйти на качественно новый уровень.
— Можно ли каждый клуб УПЛ или Первой лиги обязать иметь детскую школу?
— У нас есть договоренность с Премьер-лигой, где обусловлены пункты, о которых идет речь. И это работает. Наша задача сейчас сделать так, чтобы при каждом клубе была открыта академия. И в этом направлении мы тоже сталкиваемся с вопросами, для решения которых нужны знания и понимание.
— Если говорить о конкретных шагах, где будут открыты футбольные площадки в 2014-м?
— Мы сделали заявку по системе «Хет-трик» УЕФА. Мы написали концепцию развития футбола, которая должна перерасти в программу. Пока она где-то потерялась в коридорах власти, мы не смогли довести ее до конца. Тем не менее, мы продолжаем работать в этом направлении. У нас есть заявка в УЕФА по программе «Хет-трик», по которой мы можем получить инвестиции в размере 5 миллионов евро от европейского футбольного союза. То есть мы продолжаем двигаться в этом направлении. Может быть, не так быстро, как хотелось бы. Сейчас мы планируем в каждом из 27-ми регионов Украины построить по небольшому стадиону на 600 мест, с осветительной системой, раздевалками, табло и другими необходимыми элементами. Они будут размещены в густонаселенных районах, чтобы позволить детям до определенного возраста заниматься футболом.
— Есть четкие сроки строительства этих объектов?
— На реализацию этого проекта дается 3 года. Если мы не освоим эти деньги в этом году, то 2 миллиона евро пропадут. Поэтому мы спешим. Параллельно мы работаем еще над одним проектом. На Конгресс к нам приезжает руководитель программы «Хет-трик» УЕФА, и мы будем обсуждать возможность строительства футбольного манежа. Ведь в осенне-зимний период и ранней весной у нас нет возможности заниматься футболом. Есть манеж «Динамо», но для нас это сложно.
— Сколько стоит аренда базы «Динамо»?
— Я не буду говорить о стоимости. Непросто решаются эти вопросы.
— Одно время говорили о строительстве базы для сборной Украины в Гостомеле. Есть такие планы?
— Таких планов сегодня нет. В планах — строительство базы для молодежной команды Украины, а также всех юношеских и женских сборных. Сейчас часто возникает вопрос о женском футболе. Мы занимаемся его развитием. Раньше у нас был только один тренер, а сейчас мы подобрали целую группу тренеров, установили им хорошую заработную плату, чтобы они смогли полноценно заниматься сборными. Также мы создали и зарегистрировали соответствующую ассоциацию, которую возглавил г-н Владыко.
— Почему ФФУ мало внимания уделяет развитию женского футзала? На него не нужно много ресурсов.
— Футзал — это тот же футбол, а ресурсы нужны везде. Это только на первый взгляд кажется, что ничего не нужно, а когда сталкиваешься с этой проблемой, то оказывается, что все так, как в большом футболе. Я не знаю, как было раньше, и не пытаюсь узнать. Я знаю, что мы делаем сегодня.
— Как вы относитесь к идее объединенного чемпионата?
— Я уже устал отвечать на этот вопрос. Это меня абсолютно не тревожит и не волнует. У нас есть свой чемпионат, он полностью самодостаточный, хотя некоторые проблемы у нас, конечно, есть.
— Вы уверены в том, что ОЧ не будет? Российская сторона предлагает большие деньги…
— Мы с вами говорим о деньгах, о тех, которые «вроде бы». А если завтра что-то случится с «Газпромом», что будет дальше? Люди в ФИФА и УЕФА так же, как и мы, не видят возможным создать такой чемпионат.
— Валерий Газзаев приезжал пообщаться с вами?
— Приезжал, но наша встреча не состоялась. Я уехал во Львов. Мы договорились встретиться в одно время, но он приехал раньше. Он обиделся, даже не знаю почему. Потом мы, правда, общались по телефону.
— Какой бюджет ФФУ, и какие основные статьи расходов?
— На Конгрессе до деталей все будет рассказано. Основные статьи расходов — это сборные команды Украины, начиная от самых младших, заканчивая национальной сборной.
— Кто финансирует ФФУ? Вы говорили о помощи олигархов, Ахметова в том числе…
— Он был готов выступить спонсором и платить зарплату тренеру сборной Украины. Был такой случай, когда собирались собственники клубов и определили призовой фонд для игроков сборной. Мы не откажемся, если так и будет продолжаться. Я имею в виду, что снова соберутся владельцы клубов и определят такую поощрительную систему для игроков национальной команды. Мы не откажемся от того, что будут поступать какие-то деньги от владельцев клубов для того, чтобы мы могли платить достойную зарплату тренерам.
— В этом случае не возникает конфликта интересов?
— Не возникает. Для нас интересен любой клуб Первой, Второй лиг, УПЛ, который будет вкладывать деньги в развитие детско-юношеского футбола, в оплату тренерского цеха, премиальные для сборных. Это не конфликт интересов — это помощь футболу.
— За известный «договорной» матч будут ли сняты очки с «Металлиста», или об этом уже забыли?
— Я не знаю, почему я сейчас должен отвечать на этот вопрос. Там работали люди, есть решения ФИФА и УЕФА. Почему я должен возвращаться к этому вопросу и говорить о том, чего не знаю? Как там все происходило, какие там были документы?.. Я их не читал и в глаза не видел, кто с кем договаривался и кого наказали. Я так же, как и вы, читаю документы, которые приходят от органов футбольного правосудия в ФИФА и УЕФА.
— Кто следит за тем, чтобы требования ФИФА, УЕФА, Лозаннского суда исполнялись?
Вы должны войти в систему, чтобы опубликовать комментарий Вход